Уйгурская литература |
Интересные материалы | |
Разместил: Мәмур |
7 голосов |
03.03.2010 14:40 | |
Литература уйгурского народа Казахстана, имея общие корни с уйгурской литературой СУАР КНР, в то же время развивалось по собственному историческому пути. Она испытала на себе влияние всех социально-политических изменений в советском обществе: от первых пятилеток до перестройки. Пагубно сказались на ее развитии массовые репрессии конца 30-х гг. Погибли лучшие сыны народа, писатели А. Мухаммади, Н. Исрайилов, Н. Ниязи, А. Мушрапилов, М. Иминов, М. Адилов и др. Опираясь на богатейший опыт устного народного творчества, демократические и эстетические традиции уйгурской классической литературы, а также на традиции литератур братских тюркоязычных народов, уйгурская литература сегодня является выжным фактором культурного развития народа. Основы уйгурской классической литературы заложены Махмудом Кашгари («Диван лугат ат-тюрк» – «Словарь тюркских языков») и Юсуфом Хас-Хаджибом Баласагуни («Кутадгу билик» – «Благодатное знание»). Махмуд Кашгари в своем «Диване...» дает многие образцы уйгурского фольклора 11-го века. Дидактическая поэма «Кутадгу билик» Ю. Хас-Хаджиба является одним из ранних памятников уйгурской литературы. Поэт, мыслитель, ученый Ю. Баласагуни в своем произведении рассматривает смысл и значение человеческой жизни, определяет обязанности и нормы поведения человеко в обществе. В месте с тем, поэма «Кутадгу билик» дает богатые сведения о социально-экономических, политических отношениях в Караханидском государстве. Бесспорно огромное значение произведений М. Кашгари и Ю. Баласагуни в культурном развитии всех тюркоязычных народов. Другим памятником уйгурской литературы, имеющим не менее важное значение в развитии литературы является поэма 12-го в. Ахмеда Югнаки «Хибат-ул Хакайик», посвященная проблемам нравственности: борьбе добра и зла, щедрости и скупости, скромности и зазнайства. Необходимо отметить, что произведение А. Югнаки было широко распространено в Средней Азии и Казахстане. Важным источником в изучении уйгурской поэзии 13-го века является памятник литературы «Кисасс-ул-анбия» («Сказания о святых») Насреддина Рабгузи. Примерно в конце 13-го, начале 14-го вв. В Турфане появляется эпическое произведение неизвестного автора «Огузнамэ», также сыгравшее большую роль в развити уйгурской литературы. Развитие уйгурской литературы в дооктябрьский период, по мнению д. ф. н., профессора М.К. Хамраева, следует делить на два крупных этапа – 10-15 вв. и 16-19 вв. Прямая наследница творчества Ю. Баласагуни, М. Кашгари, А. Югнаки, уйгурская литература в дальнейшем развивалась в неразрывной связи с литературами Средней Азии и Казахстана. Большое влияние на развитие уйгурской литературы оказало творчество выдающегося поэта Средней Азии Алишера Навои, который, как свидетельствует Мирза Дуглат, «сам происходил из уйгурских бахшей, т. е. секретарей – письмоводителей уйгуров, писавших некоторые официальные бумаги». Влияние Алишера Навои можно проследить в творчестве Залели, Новбати, Хиркати, А. Низари, Б. Назыма, М. Сайрами и др. представителей классической литературы. Творчество кашгарского поэта Хиркати (1634 – 1724 гг.) оставило значительный след в истории уйгурской литературы. В поэме «Любовь и труд» (1670 г.) выразилось его мировоззрение, отношение к людям. По автору, обладанием всех добродетелей человек обязан труду. Замечательный уйгурский поэт Залели жил в 1-й пол. 18-го века. Его произведения отличают высокая художественность и музыкальность, они проникнуты благородными идеями гуманизма, любви к родине. Новбати – современник Залели вошел в историю уйгурской литературы как один из выдающихся лирических поэтов, воспевающих человечность и справедливость. В кон. 18-го нач. 19-го вв. уйгурская литература обогощается творениями таких талантливых поэтов как Шакрахун, Ариб, Хислат Кашгари. На развитие литературы 1-й пол. 19-го века большое влияние оказало творчество поэтов Абдураима Низари, Гариби, Зияи, Сабури. Дальнейшее развити уйгурской литературы приходится на 2-ю пол. 19-го века. В этот период происходят крупнейшие политические события, связанные с освободительным движением уйгурского народа против цинского господства. В литературе данного периода появляются имена поэтов Садыра Палвана, Билала Назыма, Сейда-Мухаммеда Каши, муллы Шакира. Их творчество пронизано глубоким сочувствием трудовому народу, разоблачением пороков современной им действительности, призывом к освободительной борьбе против колониального и феодального гнета. В их произведениях нашло отражение пробуждение национального самосознания трудящихся. Творчество Билала Назыма в уйгурской литературе занимает особое место. Билал Назым пришел в литературу, получив хорошее образование в медресе, собрав и изучив богатый фольклор народа. Всесторонне одаренный поэт сочинял музыку к своим стихам и сам исполнял их на музыкальных инструментов. В месте со своим братом Джалалиддином Б. Назым участвовал в восстании 1864-1867 гг. Будучи непосредственным участником событий, Б. Назым пишет книгу «Китаб газат-дар мульки Чин» («Война против господства Китая»), в которой под покровом религиозной фразеологии излагает история национально-освободительной больбы уйгуров против цинских завоевателей. В произведении «Чанмоза Йусупхан» Б. Назым смело разоблачает алчность и предательство мусульманского духовенства, а его «Сказание о Назугум» – «Назугум хаккида кисса» – глубоко новаторское произведение. Это одно из первых прозаических произведений в уйгурской классической литературе. Билал Назым – тонкий лирик. В своих газелях он воспевает чистую любовь, основанную на глубоких чувствах. По Назыму, это благородное чувство даруется не всем и обретший его должен быть предан и верен любви. Об этом, а также о смысле жизни и бытия, он пишет в сборнике «Газалият». Наряду с Б. Назымом во 2-й пол. 19-го в. в Восточном Туркестане был известен как ученый и писатель Мусса-бен Айса Сайрами, автор книги «Тарих – и Аминия» («История владетелей Кашгарии»). В ней описывается история борьбы уйгурского народа против джунгарских и цинских завоевателей, возникновения самостоятельных уйгурских государственных образований. Теме переселения уйгуров из Илийского края в Семиречье посвящена поэма «Шарк шикесте» («Толкование сокрушенного») современника Б. Назыма – Сеид-Мухаммеда Каши. Красной нитью проходит через поэму мысль о том, что благодаря переселению часть уйгурского народа избавилась от ига цинских колонизаторов и обрела новую родину. Уйгурская литература советского периода, основы которой заложены в 20-30-е гг., продолжила лучшие традиции классической литературы. Доминирующей темой в ней была тема освобождения народа, тема труда. Писатели отражали стремления уйгурского народа к просвещению, к преодоления отсталости и невежества. Наиболее ярко это проявилось в творчестве Назарходжи Абдусемятова, который начал печататься еще в дооктябрьский период. Большое внимание в эти годы уделялось формированию литературного языка, в котором приняли активное участие такие ученые-уйгуроведы как С.М. Малов, общественные деятели А. Розыбакиев, И. Тайиров, писатели-литературоведы А. Мухаммади, Л. Ансари, К. Ашуров и др. В результате долгой и кропотливой работы при непосредственном участии общественных, научных организаций и прессы был сформирован новый уйгурский литературный язык и приведена в единую систему письменность. К концу 20-х гг. Было налажено книгопечатание на уйгурском языке и при центральных издательствах Узбекистана и Казахстана стали выходить книги на уйгурском языке. В литературу пришли новые силы, воспевавшие в своих произведениях новую жизнь. У истоков новой литературы стояли Умар Мухаммади, Изим Искандеров, Нур Исрайилов, Турди Хасан, Абдулхамит Кожамбердиев и др. В этот период, хотя ведущей, как и в классической литературе, оставалась поэзия, проза постепенно стала завоевывать место в творчестве У. Мухаммади, Н. Исрайилова. Большим достижением уйгурской литературы стало издание в 1934 г. Романа М. Хамраева «Долкунлар арисида» («Среди волн»). В эти годы стала развиваться и уйгурская драматургия. Увидели свет первые пьесы Н.Абдусемятова и А.Садырова «Анархан», И.Саттарова «Герип и Санам». Развитию литературы после революцию способствовали издание газет и журналов на уйгурском языке, создание клубов и обществ. Так, спустя три месяца после революции, в феврале 1918 г. По инициативе А.Розыбакиева в Алма-Ате был организован «Уйгурский клуб», который объединил свежие творческие силы едва зародившейся уйгурской интеллигенции. А основанная в 1921 г. Газета «Камбагаллар авази» – «Голос бедняков» стала печатать первые литературные изыскания начинающих поэтов и прозаиков. Большим событием в литературной жизни уйгуров было издание в 1924 г. Литературно-художественного, социально-политического сборника «Биринчи чамдам» – «Первый шаг». Сборник был посвящен памяти Ленина и открывался статьей А. Розыбакиева о Ленине. В первой части сборника были напечатаны стихи А. Мухаммади и Х. Закири, а также литературно-критическая статься А. Розыбакиева. Сборник «Биринчи чамдам» также вобрал в себя материалы по истории уйгурского народа, образцы устно-поэтического творчества, статьи об образовании и культуре. В 1930 г. Латип Ансари издал первый сборник стихов уйгурских поэтов. В 1931 г. Вышел в свет второй сборник, куда вошли произведения Н. Исрайилова, А. Мухаммади, У. Мухаммади, Т. Хасанова, И. Искандерова и др. В первые годы Советской власти наряду с вышеупомянутыми литераторами на благо развития литературы уйгурского народа трудились М. Адилов, Н. Маваев, Н. Ниязи, А. Худайкулов, Т. Шамиев, С. Абдуллин, М. Турдиев и многие другие. В 1936 г. В Алма-Ате вышел маленький сборник стихов Т. Шамиева «Тан сазлири» – «Мелодии рассвета». Все стихи, вошедшие в сборник, были на актуальные проблемы дня. Большинство из них не утратили своей значимости и доныне. Стихи Т. Шамиева созвучны со стихами С. Сейфуллина и Н. Ниязи. Произведения начинающих поэтов С. Абдуллина, А. Мирзаевой, М. Мушрапилова и многих других молодых авторов не отличались высокохудожественным содержанием, отточенностью строф, но они были первыми в создании новой литературы и приложили немало сил для ее развития. Именно благодаря им стали появляться первые художественные переводы, первые критические статьи, предисловия к различным литературным изданиям. Важное значение придавалось в эти годы сбору и изданию фольклорных материалов. С. Шакиржанов, З. Баширов, Л. Ансари, А. Худайкулов, М. Маваев, И. Искандеров и др. Проделали большую работу по сбору, классификации жанры устного поэтического творчества и их изданию. Период становления уйгурской литературы советского периода необходимо рассматривать в неразрывной связи с историко-социальным развитием общества, а также с формированием литератур народов Средней Азии и Казахстана. Новые условия жизни, связанные с социальными преобразованиями в обществе ставили перед писателями ответственные задачи. Литература этих и последующих лет была предельно идеологизирована. Темой большинства произведений тех лет было воспевание революции, призывы, марши, восхваление успехов строительства социализма. Характерной чертой этого периода является и писательское видение новой действительности, которая приводила к трансформации традиций назидательности, становлению реалистических принципов, изображения героя и формированию различных жанров литературы. Один из основоположников уйгурской советской литературы Умар Мухаммади прожил недолгую, но яркую, содержательную жизнь (1906-1931 гг.). Всем сердцем приняв революцию, он, как и В.Маяковский, стал ее «глашатаем, горланом». Его произведения «Ган нахшилири», «Арманлирим» («Мечты»), «Ойлима» («Не думай»), рассказы «Батур жиллари» («Героические годы»), «Егир кунлерде» («В тяжелые дни»), «Омер олди» («Омар умер»), «Яна янармен» («Вновь вернусь») отличаются остро-злободневной направленностью, высоким художественным содержанием, глубиной мысли. Творчество У. Мухаммади и в наши дни волнует сердца тысяч читателей, ибо талантливое творчество бессмертно. Изим Искандеров – поэт, тоже стоявший у истоков новой литературы. Автор более десяти поэтических сборников, Искандеров воспевал в своих стихах героизм советских людей, строивших новую жизнь, с гневом и скорбью писал о тяжелом прошлом своего народа. Среди зачинателей уйгурской литературы имя Нура Исрайилова занимает видное место. За свою недолгую жизнь (1909-1937 гг.) он написал немало стихов, расскозов и повесть «Кизил Туг нишани». Исмаил Саттаров (1916-1944 гг.) известен как автор десятков стихотворений, а также поэм «Хур баг кизи», «Корган», пьесы «Герип и Санам». И.Саттаров был большим мастером любовной лирике. Он воспевал любовь новых людей – строителей социализма, всем сердцем и разумом охвативших богатство и величие идей, с которыми пришла социалистическая новь. Пора творческого возмужания поэта пришлась на годы Великой Отечественной Войны и свои лучшие стихи И. Саттаров посвятил героической Советской Армии, партии и народу. Возрожденная вновь древняя литература по содержанию отличалась от классической. Сохранив ее лучшие традиции, она в то же время отошла от традиционного воспевания розы и соловья, описания страданий безответной любви, сетования на судьбу и прочее. В литературе данного периода утвердились реалистические принципы вместе с новыми жанрово-стилевыми формами. В годы войны из-за репрессий конца 30-х гг. В уйгурской литературе не было создано сколь-нибудь значимого произведения. Лишь на страницах районных газет печатались стихи и публистические статьи И. Хасанова, А. Акбарова, Х. Турди, М. Матбакиева, посвященные родине, героизму советских людей на фронте и в тылу. В этот период уже известные читателям писатели И. Саттаров и К. Хасанов создали ряд произведений, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии литературы. Это стихи И. Саттарова «Казахстан», «Поле», «Гора», «Моя армия», «С поля боя», «Близок тот день», «Мы победим», поэма К. Хасанова «Кенже». В 50-е гг. Литература в центре внимания вновь зарождавшейся культуры уйгуров Казахстана – она испытывает «второе рождение». Затишье, наступившее после массовых репрессий и войны, была прервано изменениями в политике государства, а также притоком свежих творческих сил из СУАР КНР, начиная с сер. 50-х гг. Большую роль в развитии литературы сыграла литературная критика, носившия в 30-е гг. Больше «цензурный» нежели литературоведческий характер. В после военный период в литературу пришли талантливые поэт Илия Бахтия, прозаики Хизмет Абдуллин, Масимжан Зулпикаров, хорошо владеющий техникой стиха Хелил Хамраев, тонкий лирик Изим Бахниязов, детские писатели Патигуль Сабитова, Зиядин Кахаров. В эти годы уйгурские писатели смело обращаются к сложнейшим жанрам как роман, повесть, добиваются благотворных результатов в развитии поэзии и драматургии. Их произведения свидетельствуют о возросшем мастерстве авторов в художественном изображении действительности. Хизмет Абдуллин начал печататься в 50-е гг. Повести «Гулистан», «Минареты молчат», романы «Под небом Турфана», «Судьба», позже исторический роман «Огненный обруч» выдвинули Х.Абдуллина в один ряд с известными писателями Казахстана, активно пропагандировавшими дружбу казахского и уйгурского народов. Плодотворно работал в жанре просы Джамалдин Босаков, автор романов «Водоворот», «Учитель», повести «Народный певец», многих рассказов. Многогранно творчество поэтов И. Бахтии, И. Изимова, Х. Хамраева, И. Бахниязова, Учкуна и др. И. Бахтия (Илья Молотов) начал публиковаться с сер. 50-х гг. Первый сборник стихов поэта «Досларга сога» («Подарок друзьям») вышел в 1956 г. Затем в 1958 г. Выходит сборник «Мечта», в 1961 г. – «Родник», в 1963 г. – «Джигит Тянь-Шаня», в 1966 г. – «Тянь-Шаньские стихи», в 1969 г. – «Цветок и колючка», в 1978 г. – «Илийская долина», в 1981 г. – «Жизнь так проходит». Большинство произведений поэта переведены на казахский и русский языки. И. Бахтия – также автор нескольких поэтических сборников для детей, отличающихся глубоким чутьем психологических особенностей детей. Один из талантливейших поэтов уйгурской литературы – Хелил Хамраев. Его поэзию отличает высокий патриотизм, оптимистическое мироощущение, музыкальность. Не случайно большинство лирических стихотворений поэта переложены на музыку. Его поэмы «Гулямхан», «Дочь солнца», «Декханини», «Подвиг» отображают разные периоды истории народа, побуждают читателей к нравственному самосовершенствованию, дают эстетическое наслаждение. Среди писателей, обретших вторую родину – Казахстан, имя Зия Самади, народного писателя, занимает особое место. Именно здесь в Казахстане, по настоящему развился, окреп талант большого мастера слова, ныне известного далеко за пределами Республики. Произведения писателя переведены на русский, казахский, узбекский языки. В романах «Майимхан», «Ахмет Афенди», дилогии «Тайна годов», повестях «Одна папироса», «Стенания страдальца», «Когда расцвел урюк», «Гени Батыр», пьесах «Лашман», «Ипархан», драме «Кровавое пятно», киноповести «На берегу реки Или» и многих других произведениях З. Самади дает развернутые картины исторического прошлого уйгурского народа. Основная тема произведения писателя освободительная борьба уйгурского народа против цинских завоевателей. Для писателя важно стремление к исторической истине, достигаемой посредством знаний и исторической интуиции. Произведения З. Самади способствуют приумножению нравственных, духовных ценностей народа, укрепляют гражданское сознание. Художественный талант автора позволил ему подняться в анализе нравственных, патриотических мотивов своих героев до общегуманистических идеалов, что воспитывает в читателе не только ощущение личной причастности, но и чувство социально-гражданской ответственности за все, что происходит в жизни. Поэтому произведения З. Самади горячо любимы в народе. И не случайна экранизация романа «Майимхан» известным казахским актером и режиссером, Народным Артистом СССР Асанали Ашимовым. Его художественная лента «Год дракона», снятая по роману З. Самади вот уже более 15 лет не сходит с экранов кинотеатров. Современная уйгурская литература Казахстана представлена десятками имен прозаиков и поэтов, многие из которых являются членами Союза Писателей Казахстана: это М. Зулпикаров, Е. Ильяс, П. Сабитова, Т. Тахтамов, К. Асамдинов, Ш. Шаваев, А. Аширов, Д. Ясенов (Учкун), С. Маматкулов, Р. Розиев, И. Джалилов, А. Дулятов, И. Ушуров, Ж. Розахунов, А. Изимов, А. Ганиев, М. Хамраев, А. Кутлуков, А. Муталип, М. Меримов, А. Садыров, Г. Аутова, Н. Ахметов, Т. Нурахунов, А. Исрапилов и многие др. Продолжая вековые традиции уйгурской литературы, писатели уделяют особое внимание показу патриотического подвига народных масс и отдельных личностей в борьбе за освобождение, раскрывают и утверждают политические, нравственные идеалы народа. Наряду с этим, возростает эмоциональное освоение писателями современной действительности: перемены в обществе породили ряд произведений с глубоко философскими раздумьями о духовных, нравственных ценностях. К ним относятся многие произведения Д. Ясенова и С. Маматкулова – лауреатов премии им. И. Джансугурова СП РК, А. Дулятова – лауреата фестиваля поэзии тюркского мира в г. Алматы (1993 г.), Р. Розиева, И. Ушурова. Уйгурская литература – одна из древнейших на тюркоязычном Востоке – в советское время получила свое дальнейшее качественное развитие. Среди мастеров литературы разные поэтические школы и направления, многообразные и различные творческие манеры, что ведет к общему развития и расцвету национальной культуры уйгуров.
Источник: http://ymyt.com/ru/3/11_1.shtml |