Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Саламатхан
|
|
21.05.2014 19:50 |
Билмидим, немишкиду кейинки вақитларда өткән өмүрни пат-пат ойлайдиған болуп қалдим. Шуниң ичидә болупму студентлиқ дәвирләр вә униңдин кейинки әмгәккә арилашқан чағлар... Яш едуқ. Бизни алий вә бүйүк мәхсәтләр алда күтмәктә еди. Мана шундақ арзуни қанат қилип яшап жүргән күнлиримдә үзидин нур йеғип турған, көзлиридин күлкә кәтмәйдиған, сөзгә бәкму чевәр, һәр кимни қайил қилидиған, меңиш-туруши чапсан, бирдинла көңлүңни тепип, һәр қандақ мавзуда сөһбәтлишип, сени зериктүрмәйдиған жигит билян тонушуп қалдим. У мениңдин бәш-алтә яш чоң екән. Шундақ болсиму, биз ишләватқан саһаримиз бир үчүнму (һәрикитимиз – стоматолог), бара-бара ака-инидәк йеқинлишип, қериндашлардәк болуп кәттуқ. |
Тәпсилий...
|
Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Lutpulla
|
|
05.02.2013 12:09 |
Билал Назим, полное имя — Мулла Билал бен Мулла Юсуф Назим (родился 1824-25 г. в городе Кульджа, умер 1899 г. в городе Яркент), уйгурский поэт и писатель, который создал ряд значительных произведений, проникнутых пафосом вольнолюбия и социального протеста. Центральная фигура уйгурской литературы XIX в. Последний представитель уйгурской классической литературы. Участвовал в национально-освободительном движении уйгуров. Произведения Билала Назима были опубликованы впервые в 1880 г. русским исследователем Н. Н. Пантусовым. Стихи и дастаны Билала Назима отличаются демократической идейной направленностью и мастерством отделки. Поэмы «Чонмуза Юсуфхан» и «Китаби газат дер мулки Чин» воспевают борьбу уйгуров против маньчжурских поработителей, разоблачают мусульманское духовенство. В повести «Назугум» (1882 г.) создал образ легендарной героини, боровшейся против маньчжурского гнета, за раскрепощение женщины. «Избранные произведения» («Талланған әсәрләр») поэта вышли в Алма-Ате в 1961 г.
|
Тәпсилий...
|
Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Lutpulla
|
|
08.01.2013 11:35 |
Илья Молотов (литературный псевдоним Илья Бахтия) родился в 1932 году в селе Малый Дихан Уйгурского района Алма-Атинской области.
После окончания десятилетки И. Бахтия учился на факультете языка и литературы Казахского педагогического института имени Абая. Окончив его, работал учителем Кетменской средней школы, затем редактором уйгурской литературы в Казахском государственном литературном издательстве, корреспондентом Казахского радио. Член КПСС.
В 1954 году большой цикл стихов поэта вошел в коллективный сборник «Первый шаг». В 1956 году была издана первая поэтическая книга И. Бахтии «Подарок друзьям». Поэт был участником III Всесоюзного совещания молодых писателей.
Перу поэта принадлежат также сборники стихов и поэм: «Моя мечта» (1958), «Родник» (1961), «Парень из Тянь-Шаня» (1963), «Белый голубь» (1964), «Тянь-Шаньская песня» (1966), «Подарок деда» (1967), «Цветы и шипы» (1969), «Лучи солнца» (1973), «Солнце и тень» (1975), «Илийские долины» (1978).
В 1958 году cборник лирических стихов «Мой Гюлмустан» вышел в переводе на русский язык. Перевел на уйгурский язык стихи А. Пушкина, А. Кунанбаева, М. Лермонтова, Р. Гамзатова, С. Сейфуллина, драму А. Тажибаева «Одно дерево — не лес» и другие.
|
Тәпсилий...
|
Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Һәмраҗан Амрақ
|
|
20.12.2012 19:52 |
Қазақистан уйғур җамаәтчилики атақлиқ уйғуршунас алим Шерипахун Баратов билән хошлашти. 2012-йилниң 17-декабирда Алматада көрнәклик уйғуршунас алим филологийә пәнлириниң намзати, педагог вә устаз Шерипахун Баратов 77 йешида аләмдин өтти.
18-декабирда Алмата вә униң әтрапидин кәлгән көп сандики йурт-җамаәтчилик алимни ахирқи сәпәргә узатти. Дәпнә мурасимида сөзгә чиққан зийалийлар, җәмийәтлик бирләшмиләр вәкиллири, йурт актиплири вә башқилар мәрһумниң Қазақистан, шу җүмлидин уйғуршунаслиқ пенигә, миллий маарип вә мәдәнийитигә, җәмийәтлик ишларға қошқан төһписини, униң инсаний пәзиләтлирини алаһидә тәкитлиди.
Шерипахун Абдуҗелил оғли Баратов 1935-йили Алмата вилайитиниң Челәк наһийисигә қарашлиқ Қариторуқ йезисида деһқан аилисидә дунийаға кәлгән. Дәсләп өз йуртидики башланғуч мәктәптә, андин наһийә мәркизи Челәк йезисида билим алған. Дадиси Абдуҗелил улуғ вәтән урушиға атлинип, җәң мәйданида қаза болғандин кейин, аниси Зәйнәп үч бала билән қалған. Ш.Баратов 1956-йили Йаркәнт педагогика мәктипини тамамлап, шу йили Алматадики Абай намидики қазақ педагогика институтиниң уйғур бөлүмигә оқушқа чүшиду. Уни 1961-йили түгәткәндин кейин йурти Қариторуқта икки йил муәллимлик қилған. У кичикидин илим билән шуғуллинишни арзу қилған. У 1963-йили Қазақистан пәнләр академийиси уйғуршунаслиқ бөлүминиң аспиратурисиға оқушқа киргән. Уни тамамлап уйғуршунаслиқ бөлүмидә, андин уйғуршунаслиқ институтида, 1996-йили институт йепилғандин кейин, та 2005-йилғичә уйғуршунаслиқ мәркизидә тилшунаслиқ бойичә илмий лайиһиләргә қатнашқан. У көплигән илмий әмгәкләрниң апторидур.
|
Тәпсилий...
|
Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Lutpulla
|
|
13.08.2012 22:19 |
15 апреля 1914 — 20 ноября 2000
Зия Самеди родился в 1914 году в селе Хонихай Семиреченской области Российской империи (ныне Панфиловский район Алматинской области Казахстана). В 1931 году семья Самеди переселилась в Восточный Туркестан. Там в 1934 году началась литературная деятельность Зии Самеди. Его первые стихи были опубликованы в «Илийской газете». В то же время Самеди написал драму «Рошан» (также известна как «Кровавое пятно» («Қанлиқ дағ»)). Большой популярностью в театрах пользовалась его музыкальная драма «Ғерип и Сәнәм». Тогда же Самеди написал комедии «Раскрытая тайна» («Сири ечилди») и «Заботливая мать» («Көйүмчан ана»).
В 1937 году за участие в национально-освободительном движении Самеди был арестован гоминьдановским правительством. В ходе антигоминьдановского восстания в 1944 году Самеди был освобождён. После этого он занимал различные государственные посты. С 1950 по 1958 год был министром культуры Синьцзян-Уйгурского автономного района. В этот период им были написаны пьесы «В китайских зинданах», «Тревожные минуты», «Крах тирании» («Зулумдин зовал»), киноповесть «На берегах реки Или».
|
Тәпсилий...
|
Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Lutpulla
|
|
14.02.2012 18:21 |
Сергей Ефимович Малов (28 января 1880, Казань – 6 сентября 1957, Ленинград) – советский лингвист, востоковед-тюрколог, член-корреспондент АН СССР. Специалист по тюркским языкам. Перевел и опубликовал своды древнетюркских рунических надписей.
Малов учился в Казанской духовной академии, занимаясь восточными языками у Н. Ф. Катанова. Позднее он окончил Петербургский университет (Институт восточных языков). Во время своего обучения он прослушал курсы Бодуэна де Куртенэ и Нечаева по экспериментальной психологии. Малов специализировался на арабском языке, персидском и тюркских языках. В начале своей карьеры он изучал чулымских тюрков. После окончания института он работал библиотекарем в Музее антропологии и этнографии Российской Академии наук.
По линии Министерства иностранных дел Малов изучал языки и обычаи тюркских народов, проживающих в Китае (уйгуры, салары, сарты и киргизы). Он собрал богатый материал по фольклору и этнографии, сделал музыкальные записи, а также приобрёл драгоценные древние рукописи, в том числе самое важное произведение средневековой уйгурской буддийской литературы – уйгурской рукописи «Сутра Золотого Блеска», впоследствии опубликованные в сотрудничестве с В. В. Радловым.
|
Тәпсилий...
|
Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Lutpulla
|
|
22.01.2011 21:04 |
Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер) — выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.
Низамаддин Мир Алишер родился в 1441 г. в городе Герат в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, по происхождению из уйгурских бахшей, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера — Абу Саид — был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али — был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.
|
Тәпсилий...
|
Шәхсийәтләр
|
Тәһрир қилди: Азиз Азнабакиев
|
|
03.08.2010 14:33 |
Язғучи Камал Һасамдинов 1930-жили 15-январь күни Алмута вилайити, Уйғур наһийәсиниң Түгмән йезисида колхозчи аилисидә туғулған. Алдида Түгмән йәттә жиллиқ, кейин Чоң Ақсу оттура мәктивини тамамлап, бир жилға йеқин йеза кеңиши кативи болуп ишлиди. 1949-1953-жиллири Алмутиниң Абай намидики дөләтлик педагогика институтиниң тил әдәбият факультетида оқуди. Институтни тамамлап «Йеңи Һаят» журнали редакциясидә кичик, кейин чоң тәһрирлиқ қилди. 1957-жилдин та 1990-жилға қәдәр алдида «Коммунизм туғи» гезитида әдәбий хадим, бөлүм башлиғи, йәттә жилға йеқин вақит Қазақстан Жумһурийәтлик телевидение, радио хәвәрлирини аңлитиш дөләт комитетидики уйғур редакция-синиң чоң тәһрири болуп ишлиди. Язғучиниң ижадий паалийити «Коммунизм туғи» гезити редакциясиниң паалийити билән чәмбәрчас бағлиқ десәк хаталашмаймиз. Язғучиниң әсәрлири дәсләп мошу гезитта елан қилинди, хәлиққә тонулған язғучи дәрижисигә көтирилди. Китапханилар язғучиниң «Тонуш кишиләр», «Әссалам, һаят», «Меһриванлар», «Мениң замандашлирим», «Сениң тәңтушлириң», «Тиләймән аманлиқни», «Жәңчиниң оғли», вә «Жиллар нәпәси» намлиқ очерк, һекайә вә повесть-лар топламлири билән яхши тонуш. |
|
|